Одним из приоритетных направлений  учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ является гражданско-патриотическое воспитание детей. Просветительская работа по данному направлению осуществляется в ходе правового лектория, тематических классных часов, правовых кружков, профилактической работы, родительских собраний, ролевых игр. Под руководством уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса во многих школах успешно работают  правовые кружки. Так, например, в МОУ «СОШ № 8» Волжского района г. Саратова под руководством С.П. Буракевич  работает правовой кружок «Фемида». В МОУ Лицей № 15 Заводского района г. Саратова в рамках площадки по правовому воспитанию и просвещению, досудебного разбирательства конфликтных ситуаций работает «Правовой театр» под руководством Л.А. Воеводиной. В МАОУ «СОШ № 45» Октябрьского района г. Саратова успешно действует правовой кружок «Я гражданин России» и элективные курсы «Введение в право. Государственное право», «Человек и закон» под руководством А.Ф. Шафеевой.

Главной проблемой в работе правовых кружков всегда оставался  недостаток юридических знаний и компетенций. Поэтому новая инициатива, с которой выступило руководство СГЮА, а именно привлечение преподавателей и аспирантов Академии к сотрудничеству,  педагогическими коллективами и учащимися школ была встречена с огромной радостью. И немаловажным фактом является то, что занятия с учащимися осуществляются на безвозмездной основе.

В рамках профилизации учащихся занятия проходят в общеобразовательных школах г. Саратова: МОУ «СОШ № 8», МОУ «СОШ № 54», МОУ «СОШ № 73»,   МАОУ «СОШ № 45», МАОУ «Лицей № 3», МОУ «СОШ № 106», МОУ Лицей № 15,  МАОУ «Медико-биологический лицей», МАОУ «Гимназия № 3».

Обзорные лекции для учащихся старших классов провели аспиранты кафедры теории государства и права О.Г. Сардаева, А.Д. Желонкин, К.А. Бабаджанян.  Каждая беседа сопровождалась иллюстративным материалом и презентацией. Помимо этого школьники задавали  интересующие их вопросы не только в отношении новой для них науки, но и в целом про Академию, о научной и культурно-массовой жизни студентов. Аспиранты рассказали ребятам о Юридической академии, о своей кафедре в частности.

В ходе проведения занятий по гражданскому праву аспиранты кафедры гражданского и семейного права А.Я. Ахмедов и Ю.В. Никонорова  познакомили учащихся с основами гражданского и семейного права,  проанализировали проблемы правового регулирования.

По словам Ю.В. Никоноровой, актуальность рассмотренных вопросов не вызывает сомнения, поэтому учащиеся проявили  живой интерес, задавали вопросы, принимали участие в дискуссиях и дебатах. Особый интерес вызвала тема «Защита прав потребителей». Это связано, прежде всего с тем, что каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с трудностями в сфере торговли, общественного питания, службами быта, в общественном транспорте, а правовая регламентация этих вопросов не входит в программу учебного курса. В связи с этим учащихся интересовали следующие вопросы: «Обязаны ли покупатели сдавать вещи в камеру хранения?», «Вправе ли охрана магазина проводить личный досмотр вещей?», «Что делать, если неоплаченный товар разбился?», «Несет ли магазин ответственность за сохранность вещей, оставленных в камере хранения?». После каждого занятия проводилось закрепление пройденного материала в виде решения тестовых заданий и практических задач.

Доцент кафедры правосудия и прокурорского надзора А.П. Чугунов и доцент В.И. Шека рассказали ребятам об истории прокуратуры, о роли прокуратуры по защите прав человека и надзорных фукций по обеспечению законности и правопорядка, о месте прокуратуры в системе правоохранительных органов.

Преподаватели кафедры конституционного права доцент О.А. Угланова, доцент Е.В. Комбарова, доцент Е.В. Корнукова, аспиранты П.Ю. Нечаев и В.В. Храмушин познакомили учащихся с особенностями и содержанием Конституции РФ, рассмотрели и обсудили конституционные права, свободы и обязанности, органы государственной власти РФ. Особый интерес у ребят вызвал Конституционный суд РФ, конституционные требования к судьям и полномочия судей. Помимо этого, дети узнали, что преподаватели кафедры конституционного права СГЮА участвовали в разработке Конституции РФ и поправок к ней.

Старший преподаватель кафедры уголовного процесса Н.А. Куличкова познакомила учащихся с кратким курсом общей части уголовно-процессуального права и досудебной стадией уголовного процесса.

Преподаватели кафедры методологии криминалистики доцент Д.С. Хижняк и доцент Е.Н. Быстряков познакомили учащихся с такой наукой как криминалистика. На занятиях преподаватели кратко осветили вопросы истории Саратовской школы криминалистики, рассказали об истории криминалистической лаборатории, о таких разделах криминалистики, как общая теория криминалистики, её методологии, о криминалистической технике, тактике и методики расследования отдельных видов преступлений.

Подкрепить полученные знания учащиеся смогли посетив музей криминалистики Академии, где экскурсию провел для них И.В. Гиря, с работой Юридической клиники познакомили М.В. Ларькова и студенты старшекурсники, а об истории нашей Академии ребятам рассказал доцент кафедры истории государства и права М.В. Лаврентьев.

Учащиеся 10-го класса Лицея № 15 Екатерина Чернова и Сергей Чумаков  поделились своими впечатлениями: — «Общение с сотрудниками и преподавателями Академии расширило наше представление о юриспруденции и дало нам возможность взглянуть на предметы права не со стороны школьной программы, а глазами будущих студентов. С нами проводили не обычные уроки, а лекционные и семинарские занятия, мы участвовали в коллоквиумах, занимались решением юридических задач. Мы узнали много интересного о работе кафедр, факультетах СГЮА, что требуется для поступления в данный вуз, а также о перспективах, которые даст нам обучение в Академии».

По словам учителя истории и обществознания Лицея № 15 А.С. Надеждиной и председателя районного методического объединения уполномоченных по правам участников образовательного процесса по Заводскому району Л.А. Воеводиной, сегодня профильная школа — это не только учебные занятия с учителями общеобразовательных учреждений, но и тесное сотрудничество с преподавателями вузов. В рамках профилизации школьников наш Лицей проводит совместную работу с сотрудниками и преподавателями Академии, и система подготовки обучающихся в рамках данной программы оказалась весьма эффективной. Учащиеся смогли на другом уровне получить представление о юридических науках. Полученные знания были успешно отработаны на семинарских занятиях, для дальнейшего применения их на практике.

Поделилась своими впечатлениями учитель истории и обществознания СОШ № 8, председатель районного методического объединения уполномоченных по правам участников образовательного процесса по Волжскому району г. Саратова С.П. Буракевич: — «Учащиеся школы имеют уникальную возможность в непринуждённой, очень тёплой атмосфере совершенствовать свои теоретические  знания во всех отраслях российского права, применять их на практике, проходя тренинги и тестирования по наиболее важным юридическим вопросам, обмениваться мнениями с ведущими специалистами Академии, пробовать свои силы в решении проблемных ситуаций, принимать активное участие в мероприятиях и конкурсах, проводимых Институтом прокуратуры РФ. Диспуты, учебные суды, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, и, конечно, классные часы с учащимися начальной школы и среднего звена — всё это поле применения новых правовых знаний и приобретённого социального опыта. Каждое новое занятие по уголовному, гражданскому, конституционному  праву, криминалистике и многим другим дисциплинам школьники ждут с нетерпением.  Такое сотрудничество наиболее важно и ценно для подростков, собирающихся связать свою жизнь с юриспруденцией, а также для всех, кто активен и неравнодушен к судьбе своей страны. Многие старшеклассники, посещающие подобные занятия, смогли более осознанно подойти к выбору своей  будущей специальности и выбрать нужное направление. Для педагогов школы общение с преподавателями — это возможность перенять колоссальный опыт, накопленный Академией, пополнить методические и дидактические копилки для последующего применения  их в преподавании курса «Права». Учащиеся и педагоги  школы, взаимодействуя  столь плодотворно и интересно с сотрудниками Академии, стали ощущать себя частью единого целого — пространства закона».

Администрация школ выражает огромную благодарность руководству Академии, сотрудникам, преподавателям, участвующим в совместной учебно-воспитательной работе, и надеются, что работа в этом направлении станет доброй традицией.